Деревянные железные дороги. О том, как железное может быть деревянным. Рейтинг@Mail.ru


Железная дорога – захватывающая игра, в которую с одинаковым удовольствием играют и мальчики, и девочки всех возрастов – от двух лет и до бесконечности! Построить сеть железнодорожных путей, управлять поездами, перевозить пассажиров и грузы, строить города и мосты – все это возможно, если у вас есть железная дорога. Начавшись однажды, эта игра надолго увлекает в свой полный приключений и сюжетов мир, каждый раз становясь все более и более интересной, с помощью новых материалов для строительства и любимых персонажей.

Когда мы были маленькими, у некоторых были железные дороги – предмет восхищения и зависти. В основном, рельсы и поезда были выполнены из пластмассы и металла. Сегодня есть удобная, доступная и экологичная  альтернатива – железные дороги, элементы которых сделаны из дерева. Деревянные железные дороги можно найти у многих производителей игрушек из дерева. Ассортимент широк: рельсы и разнообразные развязки, мосты и туннели, депо, городские постройки и транспорт. Всё, для того, чтобы собрать набор своей мечты!

Многие начинают игру с приобретения набора, в котором уже подобран комплект рельс, строений, есть паровозик, фигурки и домики. Со временем возникает потребность расширять железнодорожную сеть, хочется добавлять новые интересные элементы. Особым преимуществом деревянных железных дорог является то, что продукция многих производителей совместима между собой, и понравившийся мост или депо легко встроить в свою железную дорогу. С появлением новых элементов, интерес к игре вспыхивает с новой силой, любой новый мост или интересная развилка обыгрываются по многу раз. И, высыпав на пол рельсы из коробки, дети (да и взрослые) на несколько часов, а то и на целый день погружаются в захватывающий железнодорожный мир.

Рельсы, основные геометрические фигуры

Основу любой железной дороги составляют рельсы. Производители предлагают четыре разновидности деревянных рельсов (фото справа):

Деревянные рельсы имеют выемку с одной стороны и сцепку с другой, за счет которых они соединяются между собой. Форма и материал сцепки не имеют значения: она может быть деревянная или пластиковая, плоская или круглая – вне зависимости от этого разные рельсы хорошо стыкуются между собой.

Деревянная железная дорога Икеа имеат интересную особенность: сцепка рельс выполнена из пластика, и может быть снята с рельс и переставлена. Таким образом, можно сделать двунаправленные рельсы (фото справа): с двумя выемками и с двумя сцепками. Такие рельсы пригодятся в строительстве дороги при использовании развилок.

Круг

Первая простая геометрическая фигура - это круг. Для того, чтобы построить круг, потребуются 8 изогнутых рельсов. Если строить из длинных, то диаметр круга по внешней кромке составит 44 сантиметра, а из коротких – 25 сантиметров.

Круг можно расширить за счет прямых рельсов, мостов, туннелей и прочих элементов.

Петля

Другая простая геометрическая фигура – петля. Для ее постройки потребуется развилка. Развилки бывают прямые и с изогнутым ответвлением. Для петли лучше подходят развилки с изогнутым ответвлением, потому что оно позволяет сохранить геометрию круга. Важно расположить развилку так, как показано на первом фото, чтобы не получилась петля, из которой нет выезда (второе фото).

Как правило, развилки имеют одинаковое направление, т.е. либо все выемки, либо все сцепки (фото слева). Вот здесь-то и пригодятся двунаправленные рельсы.

Имея две петли и немного рельс между ними, можно организовать игру “Два города”. Каждая петля – это город, в котором есть своя станция, жители, здания и транспорт. И уже можно играть в междугородние перевозки!

Восьмерка

Следующая геометрическая фигура – восьмерка. Можно построить восьмерку с использованием моста, или с использованием перекрестка/поворотного круга, или с двумя развилками.

Комбинируя и расширяя простые геометрические фигуры – круг, петлю, восьмерку, можно строить более сложные и интересные железнодорожные схемы.

Мосты, переезд, депо и другие дополнительные элементы

Мост

При включении в железную дорогу моста, если под мостом проходит один из путей, может возникнуть ситуация, когда паровозик не проходит под мостом по высоте. Арочные мосты, имеющие цельное основание, как правило, ниже, чем мосты с опорами. И под ними могут проехать самые маленькие паровозики. Мост с опорами повыше, но даже под ними могут проехать далеко не все поезда. Однако под опоры можно подложить невысокие кубики, элементы Lego или деревянного конструктора; достаточно двух сантиметров, и даже самые крупные паровозики, такие, как паровозики из Чаггингтона, проедут под мостом. А подвижные подъем и спуск с моста скомпенсируют эти два сантиметра.

Также стоит обратить внимание на съезд с моста. Если сразу после моста установить изогнутые рельсы, особенно короткие, поезд при свободном съезде с моста может сходить с рельс. Поэтому, планируя мост в своей железной дороге, предусмотрите прямые рельсы с двух сторон от моста.

Кроме того, мы рекомендуем закрепить мост на опорах при помощи клея или шурупов, поскольку неустойчивость конструкции - общая черта для всех мостов на опорах. Скрепленному с опорами мосту не страшны азарт игры и увлекшийся юный машинист!

Железнодорожный переезд, туннель

Кроме моста в железную дорогу можно включить также железнодорожный переезд для автомобилей. Этот традиционно популярный и любимый детьми элемент позволяет организовать движение машинок через железнодорожные пути. Машинки могут быть любыми, лишь бы помещались по ширине! И не забудьте про туннель: провести паровозик через туннель – мечта любого юного машиниста. Тем более, что производители предлагают немало вариантов этого элемента.

Город и депо

Строительство города – настоящая игра в игре: нужно расположить дома, организовать движение машинок в городе, построить железнодорожную станцию. Из города в город могут ездить пассажирские и товарные поезда, электрички и экспрессы. В городе не обойтись без депо для поездов. Имея депо, можно полноценно играть в день/ночь на железной дороге, ставить паровозики на ночь спать, утром выводить из депо, и даже выделить один отсек в качестве ремонтного. В дуэте с депо прекрасно выступает поворотный круг. Он предназначен для того, чтобы направлять паровозы из депо на нужный путь. Кроме того, его можно использовать для набора состава вагончиков или в качестве перекрестка.

Паровозики

Когда сеть железнодорожных путей построена, мосты и туннели встали на свои места, депо готово, а пассажиры ожидают на станциях,  самое время включать в игру паровозики!

Все паровозики можно разделить, прежде всего, по принципу движения: паровозики, которые нужно катать самостоятельно, и самоходные паровозики с мотором (motorized). Самоходные паровозики с мотором – бесспорные любимчики среди паровозов. Стоит только включить его, и паровозик отправится покорять железнодорожный маршрут, увлекая за собой вереницу вагонов, совершенно самостоятельно!  Однако, как показывает практика, со временем детям надоедает довольствоваться ролью наблюдателей, и на первый план снова выходят обычные паровозики. Ведь управлять собственным паровозом это настоящая радость!

При покупке самоходного паровозика всегда обращайте внимание на то, какие батарейки требуются для его работы, и прилагаются ли они к паровозику. Кроме того, motorized паровозики более требовательны к путям: неплотно прилегающие стыки рельс могут привести к крушению поезда.

Также паровозики различаются по принципу крепления между собой и вагонами. Есть два основных механизма, поддерживаемых производителями: магнитная сцепка (фото справа) и механическая (фото слева). Магнитная сцепка хороша тем, что вне зависимости от производителя  и серии, все паровозики и вагончики будут легко сцепляться между собой. Механическая же сцепка гарантированно будет работать внутри серии, но не всегда соединится с механической сцепкой другой серии или производителя. Зато поезд, собранный из вагонов с механической сцепкой - более прочный. И если ребенок поднимет состав, он не распадется как в случае магнитной сцепки. При покупке паровоза, вагончика или набора, который вы планируете совместить с имеющимися, всегда обращайте внимание на тип паровозной сцепки!

Вагончики

Вагончики составляют часть игры не менее интересную, чем строительство железнодорожных путей. Каждый паровозик нуждается в вагончиках – пассажирских, грузовых, цистернах, ремонтных вагонах. Самые интересные – те, в которых можно что-либо перевозить. К сожалению, вагончиков, приспособленных под перевозку разных грузов, предлагается не так-то много. На выручку приходят клей, отвертка и смекалка. При помощи клея или шурупов на основу вагончика можно закрепить Lego-детальку для перевозки Lego-человечков или Lego-грузов. Или закрепить половинки капсулы из-под  киндер-сюрприза для перевозки мелких игрушек (тех же киндер-сюрпризов), или сыпучих грузов.

Книги и мультфильмы – рекомендации юным железнодорожникам

Деревянная железная дорога сама подсказывает множество игровых сюжетов. Каждый элемент обыгрывается во всех возможных вариантах. С каждой обновкой интерес к игре возобновляется, будь это новый мост, новый паровоз или вагончик. Неиссякаемый источник сюжетов для игры также можно найти в книгах и мультфильмах. Достаточно вспомнить трогательный паровозик из Ромашково, Томаса и его друзей, маленькую Тилли, которая поверила в себя, захватывающие приключения Голубой Стрелы, паровозик из “Алешиных сказок". А для поклонников веселых паровозиков из Чаггингтона компания Томи создала серию паровозиков, в точности воспроизводящих любимых героев.

В заключение мы хотим пожелать вам самых плавных восьмерок, самых веселых пассажиров и самых скорых поездов. Пусть игра будет долгой и захватывающей, и время, проведенное за ней, будет радостным для всех!

А за необходимыми материалами приходите в Коробку!